Первый принцип – это основа любых методов диагностики. Вам нужно понимать, в каких случаях эхокардиографические критерии обладают высокой специфичностью, а в каких случаях высокой чувствительностью. Отсюда вытекает – в одних случаях вы пользуетесь эхокардиографией как методом, подтверждающим диагноз, а в других – как методом скрининга.
Это слайд из курса по анализам в кардиологии. В нём тему прогностической ценности разбираем подробно, на примере тропонина, Д-димера и НУП подробности про курс здесь. Для инструментальных методов диагностики принцип тот же.
Например, для рестриктивного перикардита существуют высокоспецифичные эхокардиографические критерии, на основании которых вы можете заподозрить диагноз. А для стенокардии напряжения или миокардита специфичных эхокардиографических критериев нет. Поэтому УЗИ сердца при стенокардии проводится со скрининговой целью. А при миокардите - можно наблюдать только критерии осложнений, не указывающие на причину, по которой они случаются.
Это и есть диагностическая ценность эхокардиографии.
Я думаю, теперь вам должно быть понятно, как грамотно отвечать на возражение пациента: "откуда у меня инфаркт случился, я же УЗИ делал, там всё нормально было"
Задание: зайти на сайт ESC и скачать актуальные клинические рекомендации за последний год. Зайти на сайт РКО и скачать остальные клинические рекомендации, переведённые на русский язык. В каждом гайде найти раздел по эхокардиографии и законспектировать цели ЭХОКГ диагностики по каждому заболеванию.
Второй принцип – научиться мыслить паттернами ремоделирования. Не нужно каждую цифру в отдельности сравнивать с нормой, а потом думать, почему показатель выбивается, и соответствует ли он клинической картине. Вы анализируете показатели блоками, в которых все цифры протокола логически связанными друг с другом. Логика, в свою очередь, основана на патогенезе заболевания.
Как правило, при одном заболевании присутствуют и структурные, и функциональные отклонения. Например, при гипертонической болезни из структурных показателей вовлечены ИММЛЖ и RWT, а из функциональных - показатели диастолической функции. Имейте ввиду, что они находятся в разных местах протокола. При анализе вы их мысленно объединяете.
Задание: открывайте учебник по кардиологии (например Ройтберга) и выписываете патогенез всех заболеваний. Затем соотнесите этапы развития заболевания с эхокардиографическими показателями. У вас должно получиться что-то типа:
слайд из моей лекции по аортальному стенозу (курс по анализу протоколов ЭХОКГ)
Один из участников курса по ЭХОКГ отправил мне такой клинический случай на разбор. Вас смущает что-нибудь по поводу нижней полой вены? Достаточно ли вам данных, чтобы оценить эхокардиографическую вероятность лёгочной гипертензии? Как вы считаете, это опечатка, или у пациента действительно такая гемодинамика?
Третий принцип - много практики. Теперь вам нужно проанализировать как можно больше протоколов за короткий, отведённый на обучение период времени. Если вы работаете – доставайте из облака все отфотанные раннее эпикризы, попросите медсестру откопировать ЭХОКГ из карт, которые залежались на окне…. Берите цветные карандашики, маркеры, и приступайте…
Как вам это поможет? Сейчас объясню.
Например, у меня были протоколы сложных пациентов, которых я оформляла на МСЭ в 2020 году, но не вникла ввиду неопытности. После проработки каждого из них с маркером, я обнаружила недочёты в ведении:
✅ Одному следовало добавлять диуретики, не смотря на бравирование отсутствием одышки
✅ Другой следовало провести ещё два этапа диагностики по лёгочной гипертензии до того, как направлять на МСЭ
✅ Ещё паре пациентов нужно было переделать ЭХОКГ, потому что оказалось, что это не УЗИ сердца, а какие-то отписки. Позор этим функционалистам….и мне позор, что не заметила раньше….
Итак, что вы имеете:
Вы легко ориентируетесь в клинической значимости ЭХОКГ и прекрасно понимаете, в каких случаях этот метод необходим для диагноза, а в каких просто скрининг
Вы научились мыслить паттернами ремоделирования. Вы действительно по ЭХОКГ можете: ✅определить гипертоника со стажем ✅отличить первичную митральную недостаточность от вторичной ✅заподозрить прекаппилярную лёгочную гипретензию ✅не пропустите тяжёлый низкоградиентный аортальный стеноз…
А после анализа большого количества протоколов происходит магия. Все эти цифры как будто оживают и рисуют в вашем воображении – как работает миокард пициента. Вы больше не подглядываете в нормы. Вы не тратите время на диагностическую рутину. Вам также просто объяснить пациенту, что происходит с его миокардом.
Это действительно самый простой путь.Ваша единственная задача сейчас... найти время и усидчивость проработать этапы 1, 2 и 3
“
Хотите соображать? Тогда вы должны прижать пятую точку к стулу и учить, учить, учить!!!
С: моя преподавательница по госпитальной терапии, медфак НГУ, 2015 г
Самое главное, что эти знания не вытесняются новыми фактами, не забываются в декрете и их не возможно пропить. Потому что это не зубрёжка, а опыт. Обрести смысл + усвоить методологию + подкрепить много раз...